|
ОТ СОБКОРА В НЕПАЛЕ
Серия очерков для газеты "Индустриальная Караганда"
ОТЕЛЬ «КАЛИФОРНИЯ» ПО-НЕПАЛЬСКИ
Есть в Непале места, попасть в которые проще простого, но вот выбраться оттуда неизменно сложно. Причем, не из-за каких-то трудностей официального или транспортного характера, а именно по той причине, что уезжать просто не хочется, ведь тебя словно притягивает магнитом, и потому приходится себя очень долго убеждать в том, что надо двигать дальше. Нечто вроде того, о чем пели легендарные «Eagles», места, откуда «ты можешь выписаться когда угодно, но уехать не сможешь никогда».
Таким местом лично для меня является Покхара, городок, лежащий в 200 километрах к западу от Катманду, на берегу живописного озера Фева, обладающий великолепными пейзажами располагающихся чуть севернее Гималайских гор. Приезжая сюда на день, я обычно «застревал» минимум дня на три, приезжая на три дня, я проводил тут уже неделю и так – далее по нарастающей. Всё здесь настолько приспособлено для беззаботной жизни, что покидать сии места становится всё труднее с каждым днем, здесь проведенным. И неудивительно, ведь каждый вечер в Покхаре похож на вечер пятницы или субботы своей энергией и весельем, тогда как каждое утро и день сродни воскресным, по своей расслабленности и спокойствию. Наверное, вы уже поняли, что будних дней здесь не бывает в принципе.
В Покхаре практически нет каких-либо старинных достопримечательностей. Во-первых, жизнь до недавнего времени, пока город не стал на туристские рельсы, тут и не била ключом, а во-вторых, в конце сороковых годов почти весь тогдашний город (лучше сказать – базар) был уничтожен пожаром. Отсутствие «седой древности», правда, никак на популярности места не сказывается, тем более, что главное, ради чего здесь можно проводить недели, имеется в избытке – «теплый» и уютный комфорт, а также просто волшебные горные пейзажи, которые можно обозревать практически с любой точки. Наверное, главным «магнитом», не позволяющим покидать город, является выглядящая просто идеально из Покхары вершина Мачапуччаре, любоваться которой можно бесконечно, с каждым разом ощущая себя чуть ближе к горам. Для подобных целей крыши местных домов почти всегда оборудованы стульями и столиками (это, кстати, одна из черт, присущих непальской архитектуре, в целом: крыши в большинстве случаев являются смотровыми площадками, благо смотреть почти всегда есть, на что).
Местом скопления приезжих в Покхаре является район под названием Лейксайд, раскинувшийся прямо на берегу озера Фева. Примечательно, что на Лейксайде есть, по сути, лишь одна главная улица, вдоль которой и располагаются все рестораны, магазины и прочие нужные для туристов учреждения, в то время как гостиницы обычно спрятаны на тихих боковых улицах. В итоге, за несколько дней пребывания в городе, ты уже знаешь в лицо всех, кто тут находится в одно с тобой время, включая как местных жителей, так и твоих соратников – туристов. Таким образом, слишком быстро начиная воспринимать сии места, как нечто родное, почти как дом.
Покхара является весьма популярным местом среди любителей горного туризма, которые начинают или заканчивают здесь свои маршруты по массиву Аннапурна Химал. Однако, уже на второй раз я усвоил для себя одну простую истину – в горы надо идти до посещения Покхары, но никак не после, иначе расслабленная и уютная обстановка может нарушить все твои честолюбивые планы о покорении вершин и перевалов. Здесь, очень по классически «тепло, светло и мухи не кусают», поэтому, и в самом деле «Зачем?».
Более вероятным представляется уговорить себя на нечто менее «героическое», вроде прогулки на лодке по умиляющему своим спокойствием озеру Фева (с продолжением в виде посещения буддийской ступы на вершине холма Анаду), или посещение международного музея гор, знакомство с которым, может быть, и не погонит вас незамедлительно на покорение Аннапурны, но, как минимум, вдохновит на то, чтобы посмотреть на горы поближе. И идеальным местом для этого, прямо по соседству с Покхарой, является гора Сарангкот, попасть куда можно потратив около часа времени (частью на такси, частью пешком). Несколько Аннапурн (включая и ту, самую главную), Мачапуччаре, чуть подальше Манаслу и масса прочих - все эти вершины выстроились в ряд, будто бы специально для того, чтобы радовать взгляд.
Кстати, Сарангкот весьма популярен среди парапланеристов (многие приезжают в Покхару исключительно для этого). Эта разновидность экстремалов давно облюбовала его склоны в качестве удобных «взлетных площадок», поднявшись с которых, можно насладиться видом как на город и раскинувшееся по соседству с ним озеро, так и (что намного важнее) на гималайские вершины, которые, определенно, чувствуются более близкими, когда ты получаешь шанс взглянуть на них с неба, а не с земной поверхности.
И если уж мы заговорили об активном отдыхе, то неплохую возможность немного размяться после затянувшегося релакса в Покхаре дает и весьма живописный каньон реки Сети, протянувшийся к востоку от города. Но итогом будет всё то же: сидя на больших камнях, здесь можно часами наблюдать за тем, как течет вода, а движущееся по небосводу Солнце меняет освещение и цвета окружающих тебя скал...
Уезжать из Покхары, как и всегда, не хотелось. Я уныло брел на автовокзал, думая о том, как было бы неплохо остаться тут еще на чуть-чуть… Последние несколько дней, правда, линия гор была затянута тучами, что слегка ухудшало восприятие города и делало процесс фотографирования менее приятным. Но тут, погода словно постаралась мобилизовать все свои возможности. Свежий ветер разогнал тучи, а встающее Солнце эффектно подсвечивало южную стену массива Аннапурна Химал, с выделяющейся на переднем плане Мачапуччаре. Чувствовалось, что природа решила устроить мне незабываемые проводы.
© Виталий Шуптар, Покхара-Катманду-Караганда, 2011
1. Предисловие
2. Факты о Непале: известные и неизвестные
3. Огни большого праздника
4. Непальские кухни
5. Просто Катманду
6. Одного раза недостаточно
7. От Гималайского королевства к Гималайской республике
8. Непал и буддизм
9. Дружба народов
10. Зов джунглей
11. У истоков Гималайского королевства
12. Тунба с Виталием
13. Отель "Калифорния" по-непальски
14. Мгновения непальской весны
15. Далеко-далеко
16. Чтобы возвращаться
|