Все-таки архитектура – это единственное искусство, которое я на самом деле уважаю. А если она еще и древняя, да к тому же такая монументальная, то для меня успех творения обеспечен. Так и произошло с Туркестаном, а точнее с его знаменитым Мавзолеем. Вначале еще издалека меня привлекли его голубые купола, а потом я ходил, словно завороженный, по его залам и коридорам, очень явственно чувствуя древнюю атмосферу, которой пропитан каждый квадратный сантиметр его стен. Ну а люди, более верующие, чем я, видели в Мавзолее нечто другое. Множество паломников занималось тем, что обходило его по кругу, держась руками за древние стены и читая молитвы. По Мавзолею можно ходить долго, разглядывая надгробные камни и надписи на стенах, изучая его многочисленные помещения. Самое главное и большое из них называется «джамаатхана». Это большой зал для собраний, соединяющий все остальные помещения мавзолея, чье предназначение в древние времена заключалось в том, что здесь дервиши проводили свои обряды. Центральным элементом всего зала является огромный казан (именно поэтому зал имеет второе название - «казанлык»). Суфии считали, что казан олицетворяет собой единение и гостеприимство. И, наверное, для того, чтобы показать, насколько здесь рады гостям, для Мавзолея был изготовлен казан действительно огромных размеров - больше двух метров в диаметре.
А прах святого суфия покоится в усыпальнице, находящейся по соседству с залом для собраний, под величественным надгробием, облицованным зелеными плитами серпентинита. Мавзолей (хотя в современной литературе по отношению к данному комплексу все чаще начинают применять термин «ханака») является чудом сейсмоустойчивости. И хотя он выглядит как единое целое, на самом деле, его общий объем разделен на восемь самостоятельных блоков. Именно поэтому здание смогло пережить и землетрясения и войны. Туркестан уже очень долгое время является священным для казахов местом. И поэтому, совершенно объясним тот факт, что в самом мавзолее, а также по соседству с ним, похоронено огромное количество важных для казахской истории людей, самыми знаменитыми из которых являются ханы Есим, Абылай и Джангир, а также известный казахский бий Казыбек. Но не только архитектурой примечателен Туркестан. Этот совсем небольшой и тихий городок является домом для совершенно другой породы людей, нежели в Шымкенте. Причем это не только мое личное наблюдение, многие замечают некую обособленность, и я бы даже сказал какую-то «экстерриториальность» этого места. Почему-то за день пребывания в городе никто даже не попытался обсчитать нас или каким-то другим образом смошенничать. Но местная погода была не столь приятной. По крайней мере, так думала Лена, которую 38 градусов в тени практически убивали. Было на самом деле очень жарко, даже несмотря на тот факт, что мы поглощали огромное количество всяческой холодной жидкости. В этом смысле, день был богат на открытия. Так, например, мы впервые попробовали горячую (почти буквально) кока-колу, которая за полчаса на солнце нагрелась весьма сильно, а также отведали напитка со вполне соответствующим ситуации мусульманским названием - Мекка-колы. Уже сидя на скамейке перед входом в комплекс, вспомнились слова, сказанные мне в одном из туристических агентств Шымкента, касающиеся мавзолея: «А что там смотреть, он же какой-то недоделанный!». Не знаю, что даже и делать после таких слов – то ли плакать, то ли смеяться. Да уж, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави на самом деле недоделанный, но вот «недоделан» он самим Тамерланом, причем в начале пятнадцатого века. Хотелось сказать что-нибудь совсем уж обидное по поводу «недоделанности» таких вот людей, которые должны заниматься привлечением в Казахстан туристов (что, к слову сказать, на юге страны, совсем уж нетрудно, учитывая то огромное количество древностей, которое там имеется), а вместо этого предпочитают возить казахстанцев в Анталию и Эмираты. Туркестанский вокзал, один из самых старых в Казахстане, стал той ночью свидетелем настоящего концерта, устроенного нами, чтобы не скучать, в зале ожидания, обладающем на редкость хорошей акустикой.
|
|
|
|