С этой самой площади начинается улица Фурманова, с которой можно свернуть на улицу Красноармейскую, а потом пройдя до ее пересечения с Октябрьской, дойти по последней до улицы Фрунзе, и завершить экскурсию на улице Комсомольской. Наверное, ни один другой город Казахстана не обладает в настоящее время таким большим количеством улиц, названия которых могут вызвать у одних ностальгию по хлебу за 20 копеек и профсоюзным путевкам в Ялту, а у других неприятные воспоминания о всепоглощающей цензуре и ненавистных субботниках. Уральские коммунисты, лучше, чем кто-либо из их собратьев в современном Казахстане, держатся на плаву, и, очевидно, это их стараниями от названий улиц все еще веет анахронизмом. Только железного Феликса (проспект Дзержинского ныне является проспектом Евразия) и дедушку Ленина (сейчас проспект Дружба-Достык) не уберегли. Для жителя Уральска существует две главные церкви – Золотая и Старая. Первая из них, храм Христа Спасителя, давно уже стала почти официальным символом города, и ее изображение принято размещать на большинстве материалов, с ним связанных. Заложена она была при участии тогда еще цесаревича, а позднее российского императора Николая- II, в далеком 1891 году, когда праздновалось 300-летие служения Уральского казачьего войска Отечеству.
Надо отметить, что с казаками и казачьим войском в Уральске связано почти решительно все. Вплоть до самой советской власти именно они были реальными хозяевами городами. И по сей день, городскими достопримечательностями являются Дом наказного атамана и здание Уральской войсковой канцелярии, а в городском краеведческом музее тема казачества раскрыта так широко, как ни одна другая. Южная окраина Уральска, которая на самом деле является его историческим центром, носит название «Курени». Курень – это казацкий срубной дом, которыми и застроен этот своеобразный район. Курени по большому счету знамениты двумя вещами: музеем Пугачева и старой церковью – Михайло-Архангельским собором. Старая церковь, очевидно, по причине своей скромной внешности, известна куда меньше, чем величественная Золотая, хотя судьба у нее намного интереснее. Построен собор был еще в 1751 году, поэтому стены его стали свидетелями Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В Старом соборе находится склеп-могила священника, которого Пугачев казнил за отказ повенчать его с Устиньей Кузнецовой. В Уральске Вам, скорее всего, расскажут, что Пугачев сбросил священника с колокольни Старого собора, но это не совсем верно. На самом деле, отказавшийся венчать уже женатого Пугачева, священник, погиб, будучи сброшенным с колокольни другой церкви, до наших дней не сохранившейся. А во время описываемых событий в Старом соборе сидела в осадном положении тысяча солдат верных императрице. Несмотря на жестокий голод, солдаты продержались под защитой толстых стен Собора более трех месяцев, и Пугачев был вынужден снять осаду. Интерес представляет и такой малоизвестный факт, как то, что во время осады собора в его стенах вместе со своим отцом Андреем Крыловым, комендантом гарнизона, сидел и маленький Ваня, ставший позднее самым известным русским баснописцем Иваном Крыловым.
Для любителей истории гражданской войны по городу также можно провести целую экскурсию: дома в Уральске просто изобилуют табличками вроде «здесь в 1920 году находился революционный военный совет» и «в этом доме останавливался товарищ Фурманов». История о гибели Василия Чапаева привлекает в этом смысле наибольший интерес, в связи с тем, что последнее время бытующая версия его гибели от белогвардейской пули в реке Урал, все чаще подвергается сомнению. Высказываются мнения о том, что неугодный к тому времени советской власти командир, не утонув в реке Урал, умер уже в Уральске, естественно, не своей смертью, и был похоронен на кладбище неподалеку от Золотой церкви (примерно там, где сейчас находится стадион «Юность»).
Такую вот своеобразную виртуальную экскурсию по городу можно завершить на улице Театральной, местном Арбате. Именно здесь в наиболее полном масштабе можно понаблюдать и за еще одной уральской достопримечательностью – девушками. Я не первый и не последний из тех, кто восторгается тем, насколько симпатичной является женская часть населения города. Неподалеку от Арбата находится и кафе под названием «Дракон», ставшее для нас с Саней своеобразным фантомом, куда мы попали как-то после полуночи в компании двух уральских «достопримечательностей», и которое мы позже, уже на трезвую голову, тщетно пытались несколько дней найти (в конце концов, правда, не опозорили звание членов географического общества и отыскали его). Дабы меня не обвинили в однобокости и замалчивании фактов, скажу, что в Уральске существует, конечно, и более современная часть города, заполненная ничем не примечательными и однотипными многоэтажками. Но сунувшись туда один раз, я решил не делать этого впредь, чтобы не разбавлять хорошие впечатления посредственными. Не буду я сильно останавливаться и на нашей поездке в городок Аксай. Я, конечно, очень сомневаюсь, что какой-нибудь иностранный турист, будучи в трезвом уме, направится сюда, но ведь ситуации бывают разные и описать их нужно все, поэтому в один из дней мы и решили посетить этот довольно большой, но абсолютно промышленный городок, местонахождение которого было, что называется, хуже не бывает. Именно здесь мне в голову пришла мысль, что наш центрально-казахстанский степной пейзаж – это еще довольно разнообразная картинка (потому как перемежается он то сопками, то небольшими речушками), здесь же мы увидели лишь раскаленные от сильнейшей жары панельные дома и плоскую степь, больше похожую на пустыню. Пробыв в Аксае весь день, причем безрезультатно, вечером мы уже снова наслаждались зеленью уральских улиц и прелестями местной архитектуры.
|
|
|
|