К тому же, горы Улытау, как принято считать в наши дни, находятся в географическом центре Казахстана. И вот, немало поездив за тот год по стране, мы наконец решили добраться и до ее центра. Отправился я в эту поездку вместе с Леной. Жезказган, как и любой другой промышленный город, совсем не радовал нас своим стопроцентно промышленным запахом, ударяющим с непривычки в нос в то же самое мгновение, когда выходишь из поезда. И неудивительно, ведь город с самого дня своего основания представляет собой один большой завод, и в настоящее время решительно все здесь принадлежит металлургической корпорации «Казахмыс». Еще меньше обрадовала нас новость о том, что автобус ушел час назад и до самого вечера никакого регулярного транспорта до Улытау из Жезказгана уже не будет. Нам посоветовали добраться на автобусе до Сатпаева, объяснив, что там, якобы, наши шансы становятся выше. Но и в Сатпаеве никакого прогресса не намечалось. Таксисты требовали за свои услуги просто заоблачные деньги, а других желающих ехать в Улытау, с кем бы мы могли разделить сие непосильное бремя, вокруг не наблюдалось. В такие моменты, то ли со злости, то ли от упрямства, у меня обычно появляется мысль: «надо идти вперед». И мы пошли, ведь самое важное - это знать, в каком направлении нужно двигаться, а в этом мы были абсолютно уверены. Ну а варианты должны были появиться сами по себе, уже попутно, ведь главное – это ступить на дорогу.
На самом деле, если бы не эта удивительная поездка и не это идиотское стечение обстоятельств, лишившее нас возможности добираться до места общественным транспортом, то я, наверное, так никогда и не узнал бы, что в Казахстане возможен вполне классический (то есть, бесплатный) автостоп. Я все так же продолжал бы считать, что останавливающийся водитель надеется исключительно на материальную выгоду от того, что подвезет голосующего куда-либо. Оказывается, все не так плохо. Водитель первой остановившейся машины, имени которого мы не узнали, провез нас на каких-то полтора-два километра, но и это было немало, учитывая то, что это был наш первый автостоп по территории Казахстана. Следующие наши попутчики, Жулдыз (которая была за рулем) и два ее друга - Бахтияр и Серикхан, приблизили нас к горам Улытау уже на тридцать километров, довезя до поселка Жезды. Очередной наш помощник, Нурике, образно выражаясь, вел машину «одной левой», потому что в правой руке он держал стакан с «огненной водой», которую, по его мнению, было просто необходимо выпить в связи с нашим знакомством. Лена вжималась в сидение каждый раз, когда он на своем Камазе маневрировал по ужасного качества дороге, чуть ли не вылетая с нее. Нурике вез какие-то строительные материалы на тогдашнюю «стройку века» - сооружение монумента, символизирующего центр страны и единство народов Казахстана, который возводился на пригорке, немного не доезжая до поселка Улытау.
Так получилось, что в сам поселок Улытау мы попали уже в шестом часу вечера. Распрощавшись с Нурике и не теряя времени, мы сразу же направились к главной горе. Считается, что на вершине горы, которую чаще всего так и называют – Улытау, похоронен кто-то великий, правда ученые, так же как и народные легенды, сильно расходятся во мнениях. Одни считают, что гора стала последним пристанищем для хана Тохтамыша, сначала союзника, а потом самого серьезного противника великого Тамерлана. Другие полагают, что здесь покоится прах ногайского хана Едыге – одного из соперников Тохтамыша в его борьбе за власть в степи. Как бы то ни было, а в наши дни на вершине горы возвышается большая куча камней, очевидно и являющаяся своеобразным надгробием.
Конечно, мы приехали в Улытау намного позже, чем планировалось, поэтому времени для того, чтобы взобраться на гору, у нас практически не оставалось. Решив, что горы не терпят суеты и торопливости, и совсем уже не любят передвижений по себе в темное время суток, мы, найдя подходящее место, начали ставить лагерь. Поставив палатку на небольшой площадке, с которой было уже рукой подать до горы Улытау, и откуда открывался прекрасный вид на долину, мы встретили ту теплую августовскую ночь, сидя у костра и запивая впечатления от общения с природой красным вином из большой кожаной фляжки.
|
|
|
|