|
Миллион шагов на троих
Глава 1. ПРОХОДНЫЕ И ОЗЕРНЫЕ
Глава 2. БОЛЬШАЯ ВОДА
Глава 3. СНЕГ И СОЛНЦЕ
Глава 3. Снег и солнце
Третья
на нашем пути вдоль Чон-Кемина речка удивила нас наличием мостика,
так что нам даже не пришлось в очередной раз мочить ноги. Правда,
дождь, который опять, словно по расписанию, начал капать с неба,
не дал нашим ботинкам отдохнуть. Мы миновали морену Кара Мурун,
а потом, дойдя до четвертой речки (Орто-Кой-Суу), как нам и было
сказано, повернули в сторону от Чон-Кемина и двинули по направлению
к перевалу Кок-Айрык.
|
по дороге на перевал |
На этой территории любая охота полностью запрещена, поэтому животный
мир сразу стал разнообразнее. А то сурки уже начали надоедать и
перестали вызывать у Сани первоначальный восторг. Пейзаж тоже стал
постепенно меняться. С каждым шагом он становился все более похожим
на то, что мы видим в фильмах про южноамериканские Анды. Только
вместо кондоров нам стали часто встречаться беркуты. Словно в подтверждение
этого, наткнулись на табличку Буркут уя ("Гнездо беркута"
по-киргизски). Очевидно, это было название скалы, которая и на самом
деле изобиловала пещерами на большой высоте, которые вполне могли
использовать беркуты в качестве своих домов.
Слева и справа снега и нависающие над ними тяжелые тучи. Мы нашли
сначала один, а потом и второй вагончик, о которых нам также рассказали
киргизы. Со времени строительства автодороги Чолпон-Ата - Алматы,
здесь осталась куча разной техники, а также несколько строительных
вагончиков, которые уже много лет используются туристами, идущими
через перевал, в качестве убежища от непогоды.
Мы расположились в правой, более обжитой части второго вагончика,
все стены которого были исписаны такими же, как и мы, странниками.
Причем попадались среди записей весьма интересные экземпляры, по
типу "28 февраля 2003 года. Третий день идет снег, перевал
завален. Жрать нечего". А кто-то даже нарисовал целую картину,
изображающую островок с пальмой, на берегу которого стоит девушка,
видящая, на фоне заходящего Солнца, идущий под парусами корабль.
Тут кто-то заметил, что одна из надписей, говорящая о том, что кто-то
замерз "как цуцыки" была датирована сегодняшним днем.
В дальнейшем, мы еще не раз обнаруживали записи этой группы туристов,
которые, как оказалось потом, попали на Кок-Айрыке в снегопад.
Только мы начали обустраиваться в нашем новом доме, как Жексон,
выйдя наружу, закричал Саньке, чтобы тот бежал к нему с фотоаппаратом.
И наши уже не совсем юные натуралисты опять занялись фотосъемкой
животного мира. На этот раз в поле их зрения попали горные козлы
- теки и маралы или косули, которые паслись на горке по другую сторону
долины.
Дабы приобщиться к сообществу путешественников через Тянь-Шань,
мы решили оставить на стенке вагончика надпись, увековечивающую
факт нашего нахождения в этом гостеприимном месте. Сразу возле входа,
слева от столика, была поставлена печать нашего историко-географического
общества и написаны точные координаты данной точки, взятые с GPS.
Вечером все запасы еды были либо уничтожены, либо оставлены тем,
кто попадет в этот вагончик после нас. Все мосты были сожжены, и
теперь мы были просто обязаны дойти завтра до Иссык-куля.
|
серпантин на Кок-Айрык |
Всю ночь дул сильный ветер и валил снег, так что на следующий день
окружающие наше прибежище горы встретили нас сверкающей белизной.
Утро началось со штурма перевала. Дорога на Кок-Айрык это большой
серпантин, порой уводящий тебя от цели на километр и более. Такая
дорога просто вынуждает человека пытаться полезть наперерез, что
мы периодически и делали. Однако были такие места, где и по серпантину
то было пройти сложно. В одном месте дорога была завалена полностью,
причем осыпь (вдобавок к своей крутизне) была, очевидно, очень свежей,
так как камни под ногами просто ездили, причем даже большие валуны
не были исключением. В довершение ко всему, с некоторой периодичностью,
сверху скатывался какой-нибудь увесистый камень, увлекая за собой
кучу себе подобных. Уверен, что каждый из нас о многом успел передумать
за то время, что мы пробирались через эту осыпь.
Солнцезащитные очки в горах - штука на самом деле незаменимая и
просто обязательная. Санька наполовину разбил свои очки, так что
на большинстве фотографий он похож на пирата, у которого зияющая
дыра от недостающего глаза закрыта спортивной шапочкой.
Конечно, Кок-Айрык - это не Эверест, это всего лишь перевал, у
которого даже нет категории сложности. Но тем не менее, радость
нас просто переполняла, что сразу же вылилось в коллективное исполнение
"We are the champions" в тот момент, когда мы поняли,
что оказались на финишной прямой. Какое это прекрасное и необычное
чувство, когда ты видишь облака, которые проплывают ниже тебя.
|
перевал Кок-Айрык
(3889 м) |
Перевал Кок-Айрык расположен на высоте 3889 метров. Это самое высокое
место, где нам удалось побывать на этот раз. Прямо на перевале установлена
арка с очень оптимистичной надписью, из которой следует, что дорога
Чолпон-Ата - Алматы построена, и международный туризм может чувствовать
себя здесь спокойно. Наверное, каждый, кто читает эту надпись, придя
на Кок-Айрык с Чон-Кемина, очень скептически к ней относится. А
кто-то даже выстрелил дробью в металлический киргизский флаг, установленный
над аркой.
Женька старательно вывел на снегу надпись "Авалон-Караганда".
Санька захотел сфотографироваться голым по пояс, и его желание тут
же было приведено в исполнение.
В строительном вагончике с этой стороны перевала, мы опять нашли
следы пребывания наших "цуцыков". Этот вагончик, не в
пример нашему, оборудованный намного проще и более продуваемый,
стал их прибежищем во время снежной бури. Получалось, что они обгоняли
нас примерно на полдня. На спуске нам так и не удалось догнать их,
хотя пообщаться было бы интересно.
|
хребты Терскей-Алатоо |
С высоты более трех тысяч метров на спуске с перевала прекрасно
видно озеро Иссык-куль и снежные хребты Терскей-Алатоо, находящиеся
с противоположной стороны озера. Зрелище непередаваемое.
Подъем на перевал занял около трех часов. И теперь у нас было время
до вечера, чтобы добраться до Иссык-куля. Решили идти не в Чолпон-Ату,
так как она была дальше, а в Чон-Сары-Ой - поселок, на который мы
должны были выйти, идя прямо по долине Орто-Кой-Суу. Потом были
жаркие восемь часов спуска к озеру.
Но даже несмотря на то, что спускались мы почти бегом, нельзя было
не обращать внимание на идиллические картины вокруг: мирно пасущиеся
без всяких пастухов барашки и лошади, сочные зеленые луга и обрамляющие
долину горы. По дороге нам даже попадались какие-то древние развалины,
но, честно говоря, смотреть на них уже не было ни сил, ни желания,
ни времени. Ужасно не хотелось прийти в поселок ночью и тыкаться
непонятно куда. И еще - ужасно хотелось пива.
Уже совсем близко к Чон-Сары-Ою встретили двух американцев, которые
поинтересовались у нас по поводу наличия воды в горах. Они собирались
пройти через Кок-Айрык и вернуться к Иссык-Кулю через перевал Аксу.
На самом деле интересный маршрут. А один из иностранных гостей горел
желанием увидеть диких зверей и с надеждой расспрашивал нас о том,
видели ли мы наверху волков и прочую живность. Мы поспешили разочаровать
его, так как никаких хищников за всю дорогу мы так и не увидели
(очевидно, к счастью).
Я всегда говорил, что пиво - это волшебный напиток, и в некоторых
случаях оно способно творить чудеса. Так произошло и в этот раз.
Отмахав целый день, вначале вверх, потом вниз (вместе получилось
около 30 километров), в Чон-Сары-Ой мы пришли почти обессилевшие.
Поэтому казалось просто волшебством, когда после четырех литров
пива в час ночи на берегу озера в нас проснулось желание сделать
еще 16 километров, дойдя до Чолпон-Аты. Тем более, что берег в Чон-Сары-Ое
оставлял желать лучшего. Лично меня в Чолпон-Ату вела мечта проснуться
завтра утром на песчаном берегу Иссык-Куля.
Сказано - сделано. Дорога была своеобразная. Меня до сих пор поражает
отношение местного населения к туристам. Все подходят знакомиться,
были даже такие, кто приглашал к себе в гости. Правда, надо отметить,
что подавляющее большинство этих товарищей было в состоянии очень
далеком от трезвого. Поэтому в ответ на предложения пообщаться мы
отвечали вежливым отказом и говорили, что в Чолпон-Ату нас в данный
момент ведет спортивный интерес. Хотя часа через два этот интерес
заметно поиссяк. Но нам все-таки надо было продолжать дорогу.
Ближе к рассвету мы были в Чолпон-Ате. Здесь мы поставили палатку
в абрикосовом саду и легли немножко поспать. Спали недолго. Нас
разбудили шум пролетающих вертолетов и гомон людей вокруг. Оказалось,
что неподалеку от нас народ собирал урожай. Позавтракав подножным
кормом, мы двинули в поисках пляжа, еды, автовокзала и полиции.
Зарегистрировавшись в полиции, купив билеты на вечер и покушав
в уйгурской кухне, мы наконец смогли расслабиться и пойти к озеру.
Здесь мы, как и положено, окончательно обгорели на солнце, и бессонную
ночь в автобусе до Алматы провели в мучениях, сопровождающих солнечные
ожоги. На память я отсыпал себе немного иссык-кульского песка в
качестве сувенира и памяти о том, что мы дошли до цели нашего путешествия.
Когда
мы спускались с перевала Кок-Айрык, то ли Женьке то ли Сане в голову
пришла мысль посчитать сколько примерно шагов уже прошел и еще пройдет
каждый из нас за эти шесть дней. Полученную цифру умножили на три
и после округления получили очень круглое и внушительно число -
один миллион шагов.
© Виталий Шуптар, 2005 год
|
|
|