|
Миллион шагов на троих
Глава 1. ПРОХОДНЫЕ И ОЗЕРНЫЕ
Глава 2. БОЛЬШАЯ ВОДА
Глава 3. СНЕГ И СОЛНЦЕ
Глава 2. большая вода
Найденный
Женькой на берегу Чон-Кемина ботинок с вибрамовской подошвой, который,
судя по его состоянию, пролежал в воде уже долгое время, очень красноречиво
говорил о том, что эта речка не совсем простая. Интересно было задуматься
и о том, что произошло с владельцем ботинка. Поплыл ли он дальше
по течению без оного ботинка или пошел? Интересно только как.
Мы довольно долго безуспешно бродили вдоль Чон-Кемина и даже перебрались
через несколько ручьев по направлению к озеру Жасык-куль. Логика
такого поступка заключалась в том, что Чон-Кемин течет оттуда и,
очевидно, в том месте его русло должно быть уже. Правда, как оказалось,
и вода там течет с намного большей скоростью. В итоге, пришлось
прыгать через все эти ручьи в обратном направлении. В одном из ручейков
Санька руками поймал какую-то маленькую рыбку, которую, правда,
в связи с ее пищевой непригодностью, а точнее, незначительностью,
пришлось отпустить.
Все услышанные нами рассказы говорили о том, что в ближайшей перспективе
целых мостов через реку не предвидится (если не считать железобетонного
моста, который был совсем уж далеко). Поэтому вопрос о форсировании
речки вставал очень остро, причем именно здесь, в том месте, где,
судя по карте, она была относительно узкой и разделялась на несколько
рукавов. Правда, из-за идущего дождя речку переполняло водой, и
мы долго не решались отважиться на то, чтобы перейти ее вброд. Посему,
решив, что надо хотя бы дождаться окончания дождя, мы устроили привал
и поставили вариться рисовую кашку, которая шла в качестве лекарства
для наших измученных вчерашним происшествием желудков.
Уже была съедена каша и поставлена вода для чая, а дождь все так
же шел и шел, и с каждой его каплей возможность нашей переправы
становилась все призрачнее. Тогда то провидение и послало нам помощь
в виде двух охотников-киргизов, которые предложили перевезти нас
на другой берег на своих лошадях, естественно не безвозмездно. Но
кто сказал, что провидение должно быть бескорыстным?
|
переправа
через Чон-Кемин |
Дождавшись, пока дождь немного затих, киргизы партиями начали перевозить
нас и наши рюкзаки через бушующую реку. Бедные лошадки изо всех
сил перебирали ногами, пытаясь нащупать твердую почву и в то же
время противостоять сильному течению. Время от времени они погружались
в воду по самое брюхо. Несколько раз моя лошадь наклонялась уже
настолько, что я думал: "Все, сейчас опрокинемся". Но
нет, смелые лошадки все-таки выстояли и благополучно вынесли нас
на противоположный берег. Да уж, подумали мы, что было бы с нами,
вздумай мы все-таки переходить Чон-Кемин вброд. Никакая веревка
не помогла бы. Дождь делал свое дело, и река была просто переполнена
водой.
"Подаришь веревку, а?". Эту фразу нам пришлось услышать
от наших киргизов, наверное, раз десять, и до переправы и после
нее. В общем-то, нас предупреждали, что здешний народ отличается
своей "простотой". Подари и все тут. Но мы стойко держались,
даже не столько из-за нежелания отдавать веревку, сколько из опасений,
что она еще может пригодиться.
Киргизы сказали, что нам придется перейти три речки, а перед четвертой
повернуть налево, таким образом мы и попадем на перевал Кок-Айрык.
Веревку мы им все-таки дали, но не ту, которую они просили, а немного
потоньше.
Дорога по долине Чон-Кемина идет без всякого набора высоты, и,
следовательно, не требует особых усилий. Усилия же приходилось прилагать
именно к тем, впадающих в Чон-Кемин, речкам, о которых нам было
сказано. Так, вдоль Северного Чолпона в поисках места для переправы
мы бродили наверное часа два, если не больше. Был уже вечер, около
шести часов, поэтому вода в реке просто бурлила. В своих странствиях
по островкам в русле речки, проведенных в попытках переправиться,
я даже нашел какой-то деревянный ящик, который вечером нам очень
пригодился, учитывая бедность здешних мест на предмет древесины
для костра.
В общем-то, мы уже решили ночевать на этом берегу, и я даже начал
разбивать лагерь, в то время, как Санька и Женька пошли побродить
вокруг в поисках древесины. Однако, уже через 10 минут ночевка была
отложена в свете того, что наши разведчики вернулись. Причем вернулись
с новостью о том, что переправа все-таки возможна сегодня, и для
того, чтобы перейти на другой берег, нам придется снова помочить
ноги в Чон-Кемине.
|
экстравагантный мост через Чон-Кемин |
Почему, спросите вы. А причина заключалась в истории строительства
автодороги. Человеческий инженерный гений в ходе строительства трассы
решил ради экономии сил, времени и средств, построить мост не над
рекой, а над новым ее руслом. То есть, построили на берегу мост,
прорыли под ним новое русло и попытались перенаправить в него реку.
Однако, упрямая горная река не только размыла основание моста, но
и вернулась в старое русло. Получилась довольно бесполезная конструкция,
соединяющая островок посреди реки и один из берегов, причем очень
условно соединяющая. В итоге нам пришлось вначале перебраться на
этот островок, а потом идти по довольно высокому, но жутко гремящему
и шатающемуся от ветра и любого движения мосту, на котором и кашлянуть-то
было страшно. Перепрыгнув с моста на нужный нам берег, мы снова
почувствовали под ногами твердую землю и продолжили свой путь.
Надо сказать, что к концу этого дня, переправы через речки и ручьи
стали казаться уже чем-то совсем обыденным. Мы перестали снимать
ботинки и шли по воде прямо в них. Гортекс в конце концов, на мне
или не гортекс, чтобы я еще себе ноги студил?! Таким образом, мы
и перешли Тертюнчю-Кой-Суу - вторую из четырех речек, про которые
нам говорили киргизы. А после ее перехода решили устроить ночевку.
|
согревающее пламя костра. |
Женька срубил единственный на берегу кустик арчи, оборудовал из
нескольких камней очаг, и через полчаса нас уже радовало теплое
и убаюкивающее пламя костра, вокруг которого во всевозможных интерпретациях
сушились наша обувь и одежда, так много пережившие за сегодняшний
день. А мы сидели и грелись у костра, попивая столь незаменимый
в горах адмиральский чай (обычный сладкий чай с добавлением ложки
коньяка).
|