Миновав пограничные кордоны, мы спустились в обширную Алайскую долину. А после Сарыташа начался подъем на перевал Талдык, который уже не представлялся мне таким ужасным местом, как в прошлом году (что, конечно, естественно, так как в этот раз мы поднимались на перевал в солнечную погоду и днем, а не во время снежной бури и по темноте). Я, не переставая, крутил головой и вглядывался в лица камазистов, в надежде увидеть дядю Женю, который помог нам в прошлом году, вывезя нас с другом с пограничного Иркештама, и сейчас, наверное тоже крутил баранку где-нибудь неподалеку. По причине острой нехватки денег мы с Леной планировали заночевать где-нибудь на окраине Оша в палатке, но когда мы поделились этими мыслями с водителем, он сказал, что можно поселиться в дешевой гостинице, куда как раз и направлялись двое из наших попутчиков. Честно скажу, данная новость нас очень успокоила, и оставшуюся дорогу до Оша у меня больше не болела голова из-за мыслей о том, где и как мы будем ставить палатку в полной темноте.
Переночевав в Оше в гостинице при Алайбазе за просто смехотворные деньги (меньше 1 доллара за человека), ранним утром мы выдвинулись в центр города для осмотра, если не главной, то уж точной одной из самых важных достопримечательностей Оша – самого большого в Средней Азии (если верить слухам) базара. Сулейман-гора (на самом деле, важнейшая достопримечательность Оша) в третий раз осталась для нас недосягаемой высотой по причине выпитого и съеденного в одной из кафешек по соседству с базаром. Конечно, Ош – это весьма приятный город для транзита, но очень надеюсь, что когда-нибудь смогу побыть здесь и подольше. Пиво, выпитое в ошском кафе, стало последним положительным впечатлением от Кыргызстана. Происходившее далее нельзя не вспоминать без злости Я уже не буду особенно останавливаться на критике кыргызской милиции, которая по своей коррумпированности и любви к взяткам уже давно переплюнула печально известную узбекскую. В этот раз вс ё было точно так же, как и в прошлом году. Почти узаконенные дорожные поборы преследуют любую автомашину идущую по кыргызским дорогам, и 20 сомов в качестве подарка милиционеру – это уже просто неоспоримое правило. Только появлялись всякие интересные мысли о том, что провезти через всю страну грузовик с арбузами по стоимости будет примерно также, как если в этот самый грузовик загрузить автоматов Калашникова. Ведь за паршивые 20 сомов у водителя есть железная гарантия того, что милиционер не будет осматривать его груз. Ненависти к кыргызской милиции мне прибавило и недавнее происшествие в Бишкеке, когда из моего кошелька, словно по волшебству, пропала во время милицейского досмотра, часть денег. Как мне рассказали в Мургабе, это стало настолько обычной практикой, что никто уже даже и не удивляется, воспринимая такие пропажи как естественную норму убыли. Но если «служители правопорядка» на просторах СНГ редко радуют своей порядочностью, и к этому уже можно было бы давно привыкнуть, то столкнуться с воровством со стороны водителей-дальнобойщиков было как-то в диковинку. Я должен был сразу насторожиться, когда в Оше нам предложили доехать до Бишкека в кабине грузовика за деньги. И в самом деле, ни один нормальный дальнобойщик не возьмет с путешественника денег, ведь обычно это одни из самых душевных людей на земле, которые придут на помощь путешественнику даже тогда, когда он сам об этом не просит. Но мы согласились на предложение поехать за немного меньшие деньги, чем повсеместно предлагалось. Было лишь одно условие: около часа одному из нас нужно будет полежать сверху, пока не пройдут милицейские посты, на которых один из водителей периодически выходил, чтобы отдать полагающуюся взятку. Честно говоря, меня однозначно нервирует ехать куда-то, когда я не вижу, куда меня везут. Я привык знать направление своего движения по земному шару, и считаю это очень важным. Поэтому, последовавшая через некоторое время новость о том, что в кабине мы поедем вчетвером, а не втроем, как было обещано, меня очень разозлила. Только вот ругаться и высаживаться было уже поздно. Теперь, на приличном расстоянии от Оша найти машину до Бишкека было бы намного труднее. Скрипя зубами, мы решили не горячиться, потому как добраться побыстрее до дома было намного важнее, чем идти на принцип. Ночью мы остановились в каком-то придорожном кафе. Денег в карманах не хватило для того, чтобы расплатиться, и Лена пошла в машину, чтобы достать денег из сумки. Водилы сидели внутри и прекрасно видели, откуда она доставала наши кровные. Они очень сильно торопились в Бишкек и поэтому сильно торопили нас. Лена забежала в кафе, чтобы отдать денег, а сумка осталась лежать в машине. Очевидно, именно тогда два этих ублюдка вытащили из сумки 400 сомов, которые, на тот момент представляли для нас весьма большую сумму. Только вот обнаружили мы эту пропажу уже в Казахстане. Больше всего раздражал тот факт, что и отомстить толком этим нелюдям никак не получится… В принципе, удивляться было нечему. Кыргызы, живущие в Кыргызстане (для себя я понял, что они и гостеприимнейшие кыргызы с Памира – это чуть ли не два совершенно разных народа), в очередной раз подтвердили свою говнистость (пытаясь долго подобрать другое слово, я так и не смог найти полностью выражающий мое отношение к этим людям, интеллигентный эквивалент, поэтому оставил первоначальный вариант). Так вот и получилось, что одним из самых главных выводов данного путешествия стало нежелание когда-либо еще попасть в Бишкек и Кыргызстан вообще. Не хочу голословно обвинять всех и сразу, но тенденция, обнаружившаяся в ходе поездки, заставляет думать о том, что следующий мой раз в Бишкеке, если и состоится, то будет исключительно «на танке». Уже после завершения путешествия я прочитал в Интернете о дальнейших похождениях норвежского велосипедиста Хермана, встреча с которых произошла у нас в Алматы. Я даже не удивился, когда узнал, что в Кыргызстане у него своровали фотоаппарат и были многочисленные проблемы с милицией. В то же время мне ужасно захотелось продолжить мое исследование этого «узла противоречий» в самом центре Азии. И в будущем, надеюсь, у меня получится попасть в афганскую часть Ваханской долины, преодолеть перевал Барогиль и добраться до легендарного пакистанского Читрала. Ну а Горный Бадахшан и населяющий его народ я буду всегда вспоминать с огромной благодарностью, надеясь стать их гостем еще раз. Приехав в Алматы и попав на вокзал, мы опять наткнулись на толпу «помогаек», которые предлагали купить билеты до Караганды по цене, превышающей номинал как минимум в два раза. Ясное дело, что в кассах билетов не было. И еще яснее был тот факт, что их не было благодаря прямо-таки организованной преступной деятельности кассиров, их руководства, помогаек и прочего люда, включая самых высоких должностных лиц железной дороги, пытающихся создать вам проблемы на ровном месте и решить их тут же, но за ваши деньги. Ненависть просто захлестнула меня, и я прямым текстом рассказал одному из «помощников» все, что я думаю об их деятельности. К счастью, автобусные перевозки пока что не подвержены подобным спекуляциям, поэтому в тот же вечер мы смогли выехать из Алматы в Караганду.
А еще я понял, что автостоп (хоть платный, хоть бесплатный) как способ передвижения – это не для меня. И в дальнейшем, я планирую пользоваться либо регулярными маршрутами за строго определенные деньги либо бесплатным транспортом моих друзей. Но больше всего я буду любить, как и раньше, независимые перемещения по свету силой собственных мышц, хоть пешком, хоть на велосипеде. Ведь главное в путешествии – это чувство неограниченной свободы. И именно для того, чтобы чувствовать себя свободным, я продолжаю свои странствия по просторам земного шара.
Текст © Виталий Шуптар , 2007.
|
|
|
|