Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Путешествия по Мавераннахру
 

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МАВЕРАННАХРУ

Автор: Оксана Шуптар (Караганда, Казахстан)
Страна: Узбекистан
Период: март 2005 года



Трактат о взглядах жителей Каменного города, или Ташкентские каникулы - город Ташкент
Волшебная Бухара, или ожившие легенды древности - город Бухара
Сердце древнего Востока, или в самом логове Тамерлана - город Самарканд

Трактат о взглядах жителей Каменного города,
или Ташкентские каникулы

О, что за царство!
И лужайкам рая не выдержать
сравненья с древним Шашем,
A тот, кто поселился здесь надолго,
забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй умереть в Ташкенте лучше,
чем жизнь влачить в любом другом краю!
Зайнуддин Васифи. "Ода Ташкенту" 1515 г.

Ташкент, или дословно Каменный город, как известно, является столицей Узбекистана и одним из древнейших городов Центральной Азии. Это бесспорно красивый и достаточно древний город, однако почти все памятники древности, к сожалению, были разрушены после землетрясения 1966г., поэтому за исключением мавзолея Юнус-хана, медресе Кукельдаш и Барак-хана и еще пары-тройки сохранившихся исторических памятников основные достопримечательности города – это современные здания, площади, парки, музеи. Красота Ташкента – это красота современного города, имеющего, однако, богатое историческое прошлое. Здесь древность и современность сосуществуют, взаимодействуют и вытекают друг из друга, но в этом симбиозе современность всё же берёт верх. Во всяком случае, такое впечатление город произвел на нас – группу начинающих путешественников из Казахстана, отправившихся в марте 2005 года в путешествие по Узбекистану. Ташкент же стал нашим первым городом, первым пунктом нашей узбекской Одиссеи, а также местом, где мы увидели и узнали множество интересных вещей, а также обрели новых друзей.

После продолжительного путешествия на поезде из Караганды к вечеру мы прибыли на железнодорожную станцию Ташкента, оттуда автобусом поехали в нашу маленькую потрепанную гостиницу с легендарным названием «Тара», находившуюся на самой окраине города, а затем, побросав вещи, сразу же отправились осматривать местные достопримечательности. Пятнадцать минут на метро – и вот мы уже в самом центре Ташкента. Вопрос, что считать центром Ташкента, является спорным. Однако для нас безусловным центром и главной артерией города стала улица Сайилгох, более известная в народе как Бродвей. Это место известно среди местных жителей и туристов также и как Арбат. Пешеходная улица, постоянно наводненная людьми: торговцами, продающими всякую всячину, туристами, озирающимися кругом и скупающими оптом всякую дребедень, художниками, веселящейся молодёжью и конечно же зазывающими посетителей работниками многочисленных кафе, расположенных тут же неподалеку. Здесь постоянно играет музыка и раздается чей-то смех, а в целом создается впечатление, что жизнь бьёт ключом, а ты, попадая сюда, будто заряжаешься этой чудотворной энергией, исходящей словно из-под земли и распространяющейся повсюду со скоростью света. Это и есть Сайилгох, Бродвей, Арбат, Монмартр и Карлов Мост одновременно, это краткое описание одинаково подходит для всех этих мест, ведь несмотря на то, что каждый город мира по-своему уникален и прекрасен, в каждом из них есть то место, которое с уверенностью можно назвать Сердцем города. Для Ташкента это, безусловно, Сайилгох с его неповторимой, но в то же время такой знакомой атмосферой веселья, радости и нескончаемого праздника.

Мы часто бывали на Бродвее – днём, сидя в местной кафешке, с аппетитом поедали шурпу и шашлыки, а потом отправлялись за сувенирами, вечером - прогуливались среди ярких огней и громкой музыки по Сайилгоху, а однажды ходили танцевать на тамошнуюю дискотеку. Там же, на Бродвее, были созданы портреты, выполненные красками, карандашом и тушью, которые, обрамленные в красивые рамки, красуются сейчас на наших стенах и полках. И хотя девушка, нарисованная умелым узбекским художником Заиром, скорее напоминала исконно восточную женщину и не имела почти никакого сходства с оригиналом, то есть со мной, сам факт и процесс создания сего шедевра был довольно интересным и запоминающимся.

Рядом с Бродвеем находится сквер Амира Темура, где мы также часто бывали. В самом центре сквера - огромная статуя Амира Темура или Тамерлана, фигура которого незримо присутствует здесь на каждом углу. В честь «Великого хромого» возводят памятники, называют улицы, станции метро, организуют музеи. Его и, пожалуй, великого поэта востока Алишера Навои чтят здесь превыше всего, ведь эти знаменитые люди – часть национальной истории.

Следующий день начался с прогулки в ближайшее кафе, где в качестве завтрака нам предложили очень вкусное блюдо уйгурской кухни из мяса, риса и овощей под названием “ганфан” и зеленый чай. Самое интересное заключалось в том, что завтракали мы на свежем воздухе в полулежачем положении, забравшись с ногами на высокий причудливо украшенный топчан. Это ли не восточная экзотика!

После завтрака мы отправились осматривать мечеть, находившуюся рядом с нашей гостиницей. Названия её я не запомнила, да и ничего особо примечательного в ней не было, однако благодаря дружелюбию местного сторожа, нам удалось осмотреть весь храм, сад и даже внутренние помещения мечети. А днём была обзорная экскурсия по Ташкенту и прогулка по парку Алишера Навои, а также посещение находящейся здесь же медресе Абдулкасим Шейха – мусульманской школы 16 века, в кельях которой сейчас находятся мастерские местных умельцев и по совместительству сувенирные лавки, где мы всего за несколько тысяч сумов смогли купить особо понравившиеся безделушки. По соседству со старинной медресе находится здание Парламента Узбекистана. Будучи прекрасным образцом современной архитектуры, оно также не лишено восточного колорита, как и большинство зданий современного Ташкента, украшенных национальным орнаментом. Площадь независимости – Мустакиллик Майдони, окруженная правительственными зданиями, величественна и по-своему красива, так же как и здания Центрального и Национального банков, бизнес-центра Инконель, здания Олий Мажлиса и Ташкентского городского Хокимията. Гармоничное и магическое соседство старины и современности, Востока и Запада – вот то, что отличает Ташкент от других городов и делает его таким оригинальным и неповторимым.

Но всё же нас больше интересовало славное прошлое Ташкента, некогда Шаша, Юни, Бинкента – в течение своей истории город поменял множество имён и обликов, одно лишь осталось неизменным – его красота и величие. Эти разрозненные фрагменты истории и частицы древней красоты, ничуть не потускневшие со временем и не потерявшие былого великолепия, сосредоточены в Старом городе или Эски Шахаре. Будучи в Ташкенте, мы, разумеется, не могли не посетить его, ведь именно там находятся те немногие архитектурные памятники, пережившие землетрясение 1966г. и хранящие на себе отпечаток таинственной древности.

В первую очередь, это - площадь Хаст-имам, считающаяся религиозным центром города, так как на ней расположены медресе Барак-хана, мечеть Тилла-Шейх, мавзолей святого Абу-Бакра Каффали Шаши и Исламский институт имени имама ал-Бухари – учебное заведение, студенты которого готовятся стать проповедниками или имамами.

Нельзя представить Эски Шахар и без Медресе Барак-хана – архитектурного памятника 16 века. Самый ценный экспонат, хранящийся в медресе, - это всемирно известный Коран халифа Османа, являющийся первоисточником священной книги ислама и написанный в середине VII века. Перед тем как попасть в библиотечный фонд медресе, сей древний манускрипт совершил огромное путешествие: издавна хранившийся попеременно в Медине, Дамаске и Багдаде, он во времена правления Темура попал в Узбекистан, уже в советские времена успел побывать в Санкт-Петербурге и только после экспертизы на подлинность вернулся в Ташкент. В наши дни, хранимый в библиотеке медресе Барак-хана Османский Коран является одним из ценнейших памятников древности.

Еще один образец древней архитектуры Каменного города – ансамбль Шейхантаур, состоящий из трех мавзолеев - Юнус-Хана (XV в.), Шейхантаура (XV-XIX вв.) и Калдыргач-Бия (XV в.) с его знаменитыми двенадцатиугольными пирамидальными куполами. Более всего запомнилась краткая экскурсия по самому старому из сохранившихся памятников на территории Ташкента - мавзолею Калдыргач-Бия, в ходе которой выяснилось, что “наши души недостаточно чисты для того, чтобы находиться в этом святом месте”. Во всяком случае, так заявил нам чистейший святой человек, служитель культа и по совместительству работник мавзолея Калдиргач-Бия. Он же поделился сведениями о том, что если “чистому человеку” прислониться лбом к стене мавзолея и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Но когда туристы кинулись к стене, он запоздало отметил, что нужно обязательно дать в дар хоть немного денег, не то мечты вряд ли исполнятся...

Итак, еще несколько объектов Старого города, заслуживающих внимания, - это Медресе Кукельдаш, строительство которой датируется 16 веком, старинный базар Чорсу или Эски-Джува, а также вереница маленьких, похожих друг на друга глинобитных домиков, сохранившихся почти неизменными с тех самых давних пор, когда был заложен их фундамент.

Оказавшись на Чорсу, ты сразу же попадаешь в сумасшедший водоворот людей, звуков, запахов и вкусов – одним словом, уже через несколько секунд пребывания там ты с возрастающей радостью и предвкушением понимаешь, что находишься на настоящем восточном базаре. А затем – неторопливо блуждаешь между рядами и покупаешь всё, о чем только мог и не мог мечтать. Овощи и фрукты, всевозможные специи, восточные сладости и орехи, самые вкусные в мире тандырные лепешки, ароматный шашлык и плов с изюмом и курагой, готовящиеся прям тут, на базаре, а также одежда, ковры, ткани и много другое - список бесконечен… Здесь можно купить решительно всё, а кроме того – приятно провести время, перекусить, пообщаться с народом и зарядиться хорошим настроением на весь день. Все узбекские базары – будь то Чорсу, Алай или Юнус-Абад, имеют четко выраженный восточный колорит, но Чорсу, кроме того, - один из самых древних. И это никакой не рынок, это самый настоящий азиатский базар – в самом хорошем и плохом смысле этого слова.

На следующий день мы посетили несколько музеев, самыми впечатляющими из которых оказались музей Амира Темура и музей истории Узбекистана. Оригинальное круглое здание, в котором располагается музей, посвященный великому завоевателю Тамерлану, считается архитектурным шедевром, внутреннее содержание же его вне всякого сомнения – шедевр исторический. Но для того, чтобы узнать все подробности, касающиеся жизни и завоеваний Темура и его родственников, а также в полной мере проникнуться духом той эпохи, мало читать о музее, нужно его просто посетить, что мы и сделали. К сожалению, фотографировать в музее было запрещено, точнее говоря, каждая фотография, снятая работниками музея вашим же фотоаппаратом, стоила денег, поэтому фотографироваться там мы не стали. Вообще, по окончании нашего путешествия сложилось такое впечатление, что узбеки очень боятся, что кто-нибудь увидит их национальные достояния, не заплатив за это денег, поэтому очень строго следят за выполнением запретов на фото- и видео-съемку где бы то ни было. Разумеется, в данном случае - это лишний повод содрать деньги с туристов, однако во многих местах съемка категорически запрещена – в некоторых музеях и даже в метро.

Ташкентское метро - достаточно удобный и дешевый вид транспорта, поэтому пользовались мы им довольно часто. Кроме того, метро в Ташкенте - очень красивое: каждая станция выдержанна в определенном стиле и оригинально отдекорированна, однако запечатлеть эту красоту оказалось опять-таки невозможно. Попытка сделать снимок на станции «Пахтакор» почти что стоила нам засвеченной пленки. Доблестные узбекские милиционеры, заметив нашу попытку сфотографировать их драгоценное метро, сразу же подбежали, потребовали документов и очень хотели отобрать фотоаппарат ну или хотя бы засветить пленку, однако честь свою мы всё же отстояли, и всё кончилось хорошо. Тем не менее, как говорится, остался неприятный осадок – ну и конечно же та самая фотография из метро. Мелочь, а приятно!

Итак, всего в городе насчитывается около 20 музеев, в числе которых Музей изобразительного искусства, имеющий одно из самых больших собраний скульптур, живописи и изделий кустарного промысла в Центральной Азии, а также Музей прикладного искусства, также содержащий большую коллекцию изделий местных мастеров, искусно выполненных традиционных драгоценностей и многое другое. Есть еще несколько исторических и геологических музеев, а также музеев и центров, посвященных современному искусству. Цены на билеты достаточно низкие, экспозиции же представляют определенный исторический и художественный интерес, поэтому посетить хотя бы некоторые из них определенно стоит!

Хотя в нашей компании при всём желании не нашлось бы ни одного «настоящего ценителя и знатока искусства», в один из свободных вечеров мы отправились в Ташкентский театр. Из 9 городских театров (не зря Ташкент гордо носит звание культурного центра Узбекистана!) мы выбрали Русский Драматический театр им. Горького, в основном из прозаических соображений его близости к Бродвею и станции метро. Спектакль по комедии Гоголя “Cвадьба”, впрочем, особого впечатления на нас не произвёл. К своему стыду, уставшие за весь день, некоторые из нас в прямом смысле заснули во время спектакля – так бесславно закончился наш поход в театр...

Время пролетело очень быстро, и вот уже время нашего пребывания в Ташкенте близилось к концу. В последний день мы решили отправиться на Ташкентскую телебашню – с тем, чтобы в последний раз насладиться прекрасным видом города, на этот раз – с высоты птичьего полёта. Раскинувшийся как на ладони город с высоты 115 метров был прекрасен, и почему-то сразу же вспомнились стихи Высоцкого: “Весь мир на ладони, я счастлив и нем”… Итак, после 20-минутного пребывания на смотровой площадке, расположенной на высоте 115 метров, тщетных попыток разглядеть панораму города сквозь пыльные окна башни и сфотографировать Ташкент на память (кстати, за это с нас тоже взяли деньги) мы поднялись в ресторан с символическим названием «Койнот», что по-русски означает Космос. Кухня особого впечатления не произвела, порции были до того малы, что распробовать блюда славной узбекской кухни так и не получилось. В итоге мы сделали вывод, что питаться лучше, удобнее и дешевле в чайхане, на базаре, в кафешках на Бродвее или в любом Фаст-фуде, коих здесь превеликое множество. Впрочем, отправляясь на телебашню, являющуюся самым высоким строением в Средней Азии и к тому же единственным в своём роде, мы преследовали несколько иные цели, чем просто хорошо покушать, поэтому в целом время провели неплохо.

А вечером мы вновь гуляли по Сайилгоху, но в тот день, сидя в кафе, мы не просто наслаждались праздничной атмосферой, царившей на Бродвее, объедались вкуснейшими шашлыками и пивом и бесцельно бродили между рядами сувенирных лавок, мы также пытались запомнить Ташкент и сохранить в своей памяти те места, события, факты и лица, которые теперь уже перешли в ранг приятных воспоминаний. Мы знали, что обязательно когда-нибудь сюда вернёмся – вернёмся с тем, чтобы вновь бродить по узким улочкам и широким проспектам, вновь любоваться старинными памятниками и фотографировать в запрещенных местах, вновь пребывать в состоянии лёгкой эйфории после знойного восточного танца и нескольких кружек выпитого пива, вновь улыбаться прохожим и с возрастающим восторгом осознавать, что ты находишься на перекрестке цивилизаций, в самом сердце Азии, в красивейшем городе из Камня – Ташкенте.

[1] [2] [3]




©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2023
Перепечатка материала - только с указанием источника