Еще в мае мы попытались сделать нечто вроде краткого изложения казахстанских ПДД, которые тем или иным образом относятся к велосипедистам. Не уверен, что смогли учесть все нужные моменты и избежать ошибок. Поэтому, предлагаю наше творение на суд общественности, чтобы позднее уже скорректированную версию можно было смело распространять среди велосипедистов Караганды и не бояться, что мы советуем людям поступать как-то неправильно или незаконно. Итак,
ПАМЯТКА ВЕЛОСИПЕДИСТУ
Велосипед является одним из самых удобных, экономичных и экологически оправданных средств передвижения. С каждым годом все больше количество людей выбирает для себя велосипед в качестве основного или дополнительного средства передвижения. Нет никаких сомнений, что в самом ближайшем будущем количество велосипедистов на улицах казахстанских городов возрастёт в десятки и сотни раз, - тому есть весьма основательные причины, и к этому нужно готовиться.
Однако, зачастую велосипедисты не знают элементарных правил дорожного движения, тем самым, подвергая опасности себя и окружающих. В настоящей памятке в сжатом виде излагаются наиболее важные для велосипедистов правила передвижения по улицам населённых пунктов и дорогам, а также даются некоторые полезные советы и рекомендации.
ВЕЛОСИПЕДЫ И ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
Велосипедом считается транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нём. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
Велосипедист, сошедший с велосипедами и ведущий его руками, приравнивается к пешеходу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Прежде, чем ехать на велосипеде, необходимо убедиться в исправности тормоза (тормозов), руля, сиденья и звукового сигнала. Спереди велосипед должен быть оборудован световозвращателем (катафотом) белого цвета, а сзади – световозвращателем красного цвета. Световозвращатели оранжевого или красного цвета должны присутствовать с каждой из боковых сторон велосипеда.
Для движения в тоннелях, в темное время суток (от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек) и в условиях недостаточной видимости (в сумерки, а также во время тумана, дождя, пыли, снегопада и т.п., когда видимость составляет менее 300 метров) велосипед должен быть оборудован фонарями или фарами (спереди – белого цвета, сзади – красного).
ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ
Велосипедисты должны двигаться по улицам населённых пунктов и дорогам только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Также допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Удаляться от обочины велосипедистам разрешается только в целях объезда стоящих машин и при обгоне гужевых повозок, двигающихся с небольшой скоростью. Однако, велосипедист, ни при каких условиях не должен заезжать при этом за осевую линию улицы или дороги. Предварительно следует убедиться в том, что поблизости нет машин, идущих сзади или во встречном направлении.
Велосипедисту запрещается двигаться по автомагистралям (за исключением тех случаев, когда автомагистраль не имеет равнозначной дублирующей дороги).
Обгонять другого велосипедиста разрешается исключительно с левой стороны. При этом, прежде чем начать обгон, нужно убедиться в том, что полоса движения, на которую велосипедист намерен выехать, свободна, и своим маневром он не создаст помех для движения других транспортных средств.
Особую осторожность следует соблюдать во время приближения встречных автомобилей, когда один из них обгоняет другой вблизи от велосипедиста. В этом случае, особенно, если проезжая часть узкая, во избежание столкновения с машиной необходимо приблизиться вплотную к обочине или тротуару.
Для разворота в обратном направлении требуется доехать до ближайшего пешеходного перехода, сойти с велосипеда, перевести его на противоположную сторону улицы, после чего двигаться в нужном направлении.
СИГНАЛЫ
Во время движения велосипедист должен уметь правильно пользоваться звуковым сигналом. Подача звукового сигнала необходима для предупреждения опасности наезда или столкновения. Надо иметь ввиду, что подача звукового сигнала не освобождает велосипедиста от необходимости принятия всех мер предосторожности и не даёт ему преимущественного права проезда.
При выполнении маневров велосипедист обязан заблаговременно подавать сигналы рукой. Сигналом маневра налево является вытянутая в сторону левая рука или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом наверх. Сигналом маневра направо является вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх рукой.
ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ
Если перекрёсток нерегулируемый (нет светофора или регулировщика), то прежде, чем ехать, нужно убедиться в отсутствии транспорта, движущегося по поперечной улице. Приближающееся в этом случае транспортное средство следует пропустить, а не проезжать на близком расстоянии от него.
Когда движение на перекрёстке регулируется светофором, ехать разрешается только при зелёном сигнале. При жёлтом и красном сигналах светофора движение запрещается. Если жёлтый сигнал загорится в тот момент, когда велосипедист уже находится на перекрёстке, необходимо продолжать движение, чтобы освободить перекрёсток.
При регулировании движения регулировщиком зелёному сигналу светофора соответствует такое его положение, когда он обращен к велосипедисту правым или левым боком с вытянутой вдоль груди рукой (жезлом). Грудь или спина регулировщика равносильны красному сигналу.
Пересекать перекрёстки, не сходя с велосипеда, разрешается только в прямом направлении и при повороте направо. Если требуется повернуть налево, то следует проехать через перекрёсток в прямом направлении, сойти с велосипеда и перевести его руками рядом с пешеходным переходом на ту улицу, по которой требуется ехать.
ГРУППОВАЯ ЕЗДА
При групповой езде (езде колоннами) велосипедисты должны ехать в один ряд группами не более чем по 10 человек. При этом, расстояние между группами, для облегчения их обгона, должно составлять не менее 80 метров.
ВЕЛОСИПЕДИСТУ ЗАПРЕЩЕНО:
1) управлять велосипедом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения;
2) эксплуатировать неисправный велосипед;
3) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
4) перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками);
5) перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
6) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
7) выбрасывать на проезжую часть мусор, а также предметы, создающие опасность для движения;
8) буксировать другой велосипед (за исключением буксировки прицепа, специально предназначенного для эксплуатации с велосипедом).
Памятка подготовлена
Историко-географическим обществом «Авалон» (
http://www.guide.kz)